Архимандрит Агапит (Воинов)
Настоятель Нило-Столобенской пустыни с 1839 по 1849 годы.
Архимандрит Агапит (в миру Алексей Карпович Воинов) родился 10 марта 1805 года в селе Мостья Сапожковского уезда Рязанской губернии. Шести лет от роду он лишился отца--священника. Несмотря на нужду, выучился грамоте и успешно окончил сначала Сапожковское духовное училище, а затем и Рязанскую семинарию. 16--летним, за чтением книги «Лествица», почувствовал призыв к монашеству. В 1822 году решил удалиться от мира и стал послушником Рязанского Свято-Троицкого монастыря. Еще через год был пострижен в монахи с именем Агапит. Пользовался большим уважением у братии за благочестие, смирение и незлобивость. Обладая прекрасным голосом и слухом, нес первое послушание уставщиком на клиросе.
Особо почитал преподобного Сергия Радонежского, которому часто молился, поклонялся его мощам и даже имел с ним связь духовную. Было видение Сергия, и преподобный даже исцелил его во сне от болезни.
А еще была у него важная встреча с другим русским святым – преподобным Серафимом в Саровской пустыни. Светильник духовной мудрости православной Руси приветствовал его со слезами радости и предрек будущее назначение. Серафим Саровский преподал отцу Агапиту правила строжайшей иноческой жизни, наставлял, как правильно управлять братией.
В 1828 году иеродьякон Агапит был рукоположен в иеромонахи архиепископом Григорием (Постниковым) и на протяжении 20 лет священнической жизни исполнял все послушания по благословению своего духовного наставника и правящего архиерея, архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова), любимого ученика святителя Филарета (Дроздова), многолетнего члена Священного Синода, митрополита Санкт-Петербургского, одного из самых передовых и влиятельных архиереев XIX века.
С 1829 по 1832 годы Агапит был экономом архиерейского дома в Твери, настоятелем и строителем Николо-Малицкого монастыря. Характерный факт: во время эпидемии холеры в 1830 году он оказывал помощь больным, исповедовал и причащал умирающих. Затем стал игуменом Троицкой обители в Селижарове.
В 1839 году, уже в сане архимандрита, Агапит был переведен в Нило-Столобенскую Богоявленскую пустынь. Привел в образцовый порядок корпуса и территорию монастыря, отстроил пристань. Возродил в Ниловой пустыни столповое пение – знаменный распев. Исконнейшую форму русского богослужебного пения, существующую и поныне. Агапит придавал этому большое значение, поскольку смысл такого пения – тот же самый, что у иконы. Освобождение души от страстей, отрешенность от видимого материального мира. Несмотря на слабое здоровье, Агапит был строжайшим постником и молитвенником, спал на голых досках и даже носил вериги.
Оклеветанный недоброжелателями (лжебратией), в течение двух лет подвергался судебному разбирательству и был полностью оправдан церковным судом, награжден золотым наперсным крестом. Скончался архимандрит Агапит от тифа, за полгода до этого предвидел свою кончину.
Похоронен отец Агапит в крипте Богоявленского собора Ниловой пустыни (слева от главного входа).
Отец Агапит оставил память о себе высокой подвижнической жизнью, милосердием к бедным и страждущим, кротким обращением с братией монастыря и большой любовью ко всем, кого знал.
До наших дней дошло его духовное наследие в виде 102 наставлений.
Полный текст наставлений архимандрита Агапита (Воинова)
Из наставлений отца Агапита:
«С кем мы живем, теми Господь Бог и наказывает, и спасает нас. Поэтому не гневайтесь ни на кого, кто оскорбляет вас, но при каждом оскорблении, миновав оскорбителя, обратитесь прямо к близ пребывающему Господу Богу и скажите: «Знаю, Господи, что грехов имею множество, и что Ты за грехи мои достойно наказываешь меня. Итак, накажи меня, Господи, накажи в этой жизни, но помилуй в будущей».
«Смирение получило свое начало от смирившегося Господа Иисуса и есть венец и красота всех добродетелей; что засохшей земле дождь, то человеческой душе смирение».
«Не тяготитесь жизнью; она несносна только для злочестивых, а кто верует в Иисуса Христа, уповает на Него и любит Его, для того она всегда сносна».